УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!


"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 

В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.


Значения условных обозначений категорий инвалидов:

smИнвалиды с нарушением слуха
 
smИнвалиды с нарушением зрения
 
smИнвалиды с нарушением интеллекта
 
smИнвалиды на кресле-коляске
 
smИнвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.


При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Предоставление услуг на объекте (МБДОУ № 184):

АДРЕС: 153006, г.Иваново, Проезд 13-й,д. 6

Доступная среда

 Возможность беспрепятственного входа и выхода на территорию ДОУ  
 Возможность беспрепятственного входа и выхода в здание ДОУ

 Кнопка вызова у главного входа.

Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне 

Условия для индивидуальной мобильности детей-инвалидов Отсутствуют.
Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий  Реализация образовательных программ не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В ДОУ имеется:

Музыкально-спортивные залы, оснащённые необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ограничеными возможностями здоровья, с детьми-инвалидами по художественно-эстетическому направлению и проведения физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

 Группы, в которых создана развивающая предметно-пространственная среда с учётом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную и др. деятельность.

Кабинет педагога-психолога.

Два кабинета учителя-логопеда.ссылка

Данные кабинеты оснащены необходимым материалом для развивающей и коррекциионной работы с воспитанниками.

 Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья или ребёнок-инвалид в ДОУ обеспечивается горячим питанием. Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок оказания данной государственной услуги.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, ребёнка-инвалида:

- разработаны и реализуются коррекционные программы;

- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей;

- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;

- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;

- снижение темповых нагрузок;

- стимулирующая помощь взрослого;

- чередование видов деятельности;

- подбор специального дидактического материала и т.д.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  На сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  Для организации совместной и самостоятельной деятельности воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование:  мягкие маты, набивные мячи, массажные дорожки, большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти и т.д.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  Общежитие и интернат отсутствуют.

  •